Северное возрождение

12-08-14 kievartschool 0 comment


Северное возрождение развивается в странах, которые лежат к северу Апеннинского полуострова- в Нидерландах, Франции и Германии. Это был совершенно новый этап развития культуры. Человек открывает в себе неограниченные творческие возможности. И тем не менее здесь культура еще во многом связанна со средневековьем, это сказывается в архитектуре. Тоесть стиль скульптуры и архитектуры за некоторыми исключениями остается готическим. Мировоззрение остается религиозным. В 15-16 веках в странах северной Европы развивается медицина, ученые совершают важные открытия, изучаются древние языки и тексты. Ученые активно принимают участие в решении религиозных и социальных проблем. А религиозные споры переростают в антифеодальное и антикатолические движение – реформацию, под которой проходила война крестьян в Германии. А в Нидерландах шла ожесточенная борьба за освобождение и в конечном счете образовалась республика Голландия. Вот на таком фоне и становилось искусство Северного ренессанса. С именем Яна Ван Эйка связанно появление новой формы живописи- станковой картины и новой техники масляной живописи. Все картины этого художника так или иначе отображают новую философию. Он изображает в основном портреты но также в картинах появляются элементы пейзажа. Каждый предмет в картине несет в себе тайное содержание и изображение предстает пред нами как стройная система символов. В картине Чете Арнольфини туфли олицетворяет преданность, собака- уют, свеча- присутствие Создателя. Ян Ван Эйк славился своими портретами- человек для него был созерцателем и объектом созерцания. А другой его коллега- художник Рогир Ван дер Вейден совершенно по другому воспринимал действительность- мир в его понимании был полон тревоги и беспокойства., он пользуется приемами средневекового искусства. Художник также был великолепный портретистом и в каждом портрете подчеркивал духовную сущность. Он изображает человека в состоянии отрешенности с молитвенно сложенными руками. Для подчеркивания главного художник жертвует некоторыми подробностями- это совершенно иной подход, нежели у Яна ван Эйа. Крупным мастером 15 века в Нидерландах был Гуго Ван дер Гус. Очень интересна в художественном смысле его работа- алтарь, выполненый по заказу купьца Томазо Портинари. В центре его сцена поклонения младенцу Христу а вокруг земные и небесные посланцы- ангелы в голубых и белых одеяниях. Мария изображены в скорби, она предвидится будущие страдания Христа и об этом – же говорят предметы в картине- красная Лилия на перед нем плане символизирует кровь Христа, ирисы- символ страданий Марии, а колокольчики- символ печали.